Зачем вести учет доходов и расходов, если денег все равно не хватает и больше от этого не становится?
?Вы всегда можете сравнить, сколько денег планировали потратить и израсходовали по факту, посмотрев статистику.
?Если сравните расходы за несколько месяцев, поймете, постоянны ли траты в разных категориях. Тратите на обеды в кафе или на поездки в такси больше, чем думали, постоянно или это это случилось однажды.
?Когда вы видите расходы по категориям — яснее представляете, на что реально тратите и как каждую категорию можно оптимизировать. А оптимизация расходов — то, что ведет к наличию «свободных» денег для накоплений.

Может показаться, что учет ничего не изменит, ведь вы тратите только на то, что нужно и все равно не сможете сократить расходы. Но давайте подумаем.
Пример из статьи «Тинькоф-журнала»:
«Допустим, вы получаете 60 000 рублей. Разве поход в кафе на 1000 Р может серьезно повлиять на ваш бюджет? Это же 1/60 вашей зарплаты. Но если вы тратите на аренду 25 000 рублей, то у вас остается только 35 000 рублей на весь месяц.
35 000 рублей в месяц — это 1167 в день. Если вы тратите больше 1167 рублей за день, вы в минусе. Оказывается, поход в кафе — это не мелкая трата, а почти весь ежедневный бюджет»
Как вести учет расходов и доходов?
Чтобы учет расходов/доходов стал простой задачей, нужно:
· Выбрать удобный именно для вас инструмент (потратить на это немного времени 1 раз).
· Настроить автоматизацию (если это приложения) или установить приложения для таблиц в гаджетах (если будет excel). В целом надо создать себе удобную точку входа, меньше преград.
· Пользоваться регулярно (на 10 - й день все будет супер просто)!
Вариант 1. Гугл-таблица
· Таблица для учета доходов-расходов от ТЖ
· Усовершенствованная таблица . От Дарьи Хохловой, которая адаптировала таблицу ТЖ под свои задачи.
· Статья про использование таблицы
Вариант 2. Приложения для учета доходов-расходов
Есть много разных приложений. Расскажу о двух удобных, на мой взгляд.
Zenmoney
Статья «Как использовать Дзен-мани в зависимости от вашей финансовой ситуации»:
Особенности приложения
Бесплатная версия «Базовый дзен»
1. Можно подключить синхронизацию с банками, и все операции будут подгружаться автоматически.
2. Можно вносить доходы и расходы вручную.
3. Совместный доступ. Можно вести учет вместе с близкими.
Платная версия «Полный дзен»
Дополнительные функции
1. Планирование бюджета по методу Алекса Фон Тебель «50-20-30»:
50% — обязательные расходы. Аренда квартиры, оплата ЖКХ, продукты, связь, транспорт. В Zenmoney вы можете отметить, какие категории расходов учитывать в обязательные, а какие — в необязательные.
20% откладываем на инвестиции и сбережения
30% — необязательные, лайфстайл, стиль жизни. Например, кафе, путешествия, массаж.
Проценты по категориям в планировании (обязательные, необязательные и сбережения можно менять по своему усмотрению). Вы будете видеть отчет, укладываетесь в план или нет.
2. Сканировать чеки по QR-коду
3. Получать отчеты по расходам и доходам. Можно посмотреть:
· расходы по категориям (дети, забота о себе, кафе и рестораны, образование, продукты и т.д.)
· расходы по магазинам («Пятерочка», любимая кофейня)
· доходы по категориям
Стоимость:
15 дней — бесплатный пробный период
1490 рублей — один платеж за все время
799 рублей — подписка на год
149 рублей — на месяц
Особенности приложения
· Можно подключить синхронизацию с банками, и все операции будут подгружаться автоматически!
· Автоматическое распределение по категориям, причем создать категории расходов вы можете сами.
· Удобно планировать расходы. Вы можете заранее указать размер расходов, разделив их по категориям. Они суммарно отображаются в графе «В планах». Приложение подскажет, когда пора остановиться, чтобы не выйти за рамки бюджета.
· Возможность добавлять метки к операциям вручную.
· Возможность поставить финансовую цель (платная функция). Пишите название, нужную сумму, и постепенно собираете деньги.
В бесплатной версии доступны только базовые функции, 1 источник дохода и 10 категорий расходов.
Платная версия
1990 рублей — навсегда (иногда бывают акции со скидками до 50%)
899 рублей — год
299 рублей — месяц
Вариант 3. Приложения банков
Если вы не пользуетесь наличными и расплачиваетесь банковскими картами, можно не вести дополнительного учета. В самих приложениях банков, как правило, есть отчет о ваших покупках по категориям. Можно раз в месяц просмотреть отчеты в приложениях банков, которыми вы пользуетесь, и «подбить» общую смету расходов со всех карт.
Или пользоваться для расходов одной картой, в которой и будет весь учёт.
Но есть и минусы!
?Банки не всегда верно сортируют расходы.
? Придётся вспоминать действительное назначение некоторых транзакций.
?Необходимо в ручную соединять операции из разных карт в одной таблице хотя бы раз в месяц.

Другие статьи о финансовой грамотности:
-Как я трачу деньги чтобы не жить в долг
-Как экономить деньги
-Как инфляция влияет на деньги и нашу жизнь?
-Как формируется пенсия. Развод от ПФР?
-Зачем вести учет доходов и расходов, если денег все равно не хватает и больше от этого не становится?
-Зачем рефинансировать кредит?
-Что такое реструктуризация
-Кто может признать себя банкротом и какие будут последствия
-Ипотечные каникулы. Какие могут быть причины для получения ипотечных каникул